Этап 1. Оценка экспортного потенциала товара
- располагает ли товар уникальным рыночным преимуществом/особенностью для иностранных потребителей (качество, цена, инновационная технология);
- технические характеристики товара;
Преимущества:
- высокая добавочная стоимость и/или низкая себестоимость.
Этап 2. Изучение тарифных и нетарифных мер регулирования экспорта в РФ
- ставка экспортной таможенной пошлины, налоги, сборы;
- экспортные квоты, разрешительная документация.
Чем руководствоваться?
- www.tks.ru – единый таможенный портал, информация по тарифным и нетарифным мерам регулирования;
- www.customs.ru – Федеральная таможенная служба РФ;
- www.utu.customs.ru — Уральское таможенное управление;
- www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
Этап 3. Анализ ситуации в мире/регионе
- оценка товарооборота выбранной продукции в мире/регионе;
- оценка производителей в мире/регионе;
- прогноз развития рынка;
- анализ косвенных конкурентов.
Чем руководствоваться?
- зарубежные и отечественные обзоры крупных банков, обзоры рынков, печатные издания (например, «Финансовые известия», «Коммерсант», журнал «Внешняя торговля»);
- различные институты: институт научной и технической информации (ВИНИТИ), конъюнктурный институт (ВНИКИ) и др;
- сайты Минэкономразвития РФ и Минпромторг РФ.
Этап 4. Определение рынка/страны сбыта
- ёмкость рынка (объем товаров и услуг, которые продаются и покупаются на рынке);
- анализ конкуренции (количество конкурентов, их ассортимент, каналы продвижения);
- уровень цен на товар;
- анализ социально-экономической и политической ситуации на целевом рынке;
- особенности таможенного законодательства;
- экономическая политика;
- технические особенности;
- специфические требования местных покупателей;
- языковые, культурные и религиозные особенности.
Чем руководствоваться?
- www.ved.gov.ru - портал внешнеэкономической информации по странам Минэкономразвития РФ;
- www.worldbank.org – информация по социально-экономическим показателям и природным ресурсам стран;
- исследование состояния рынков можно запросить у консультационных центров, институтов, консалтинговых компаний, Торгово-промышленной палате.
Этап 5. Разработка экспортного бизнес-плана
- экспортные цели;
- маркетинговая стратегия и график реализации;
- необходимые финансовые ресурсы;
- ожидаемые результаты.
Этап 6. Подготовка товара на экспорт
- внешний вид и позиционирование товара, результаты лабораторных исследований;
- соответствие товара международным стандартам, системы сертификации продукции;
- разрешения и лицензии на вывоз товара (если необходимо);
- таможенные процедуры;
- стоимость транспортировки;
- страхование груза (если необходимо);
- привлечение интереса к товару (реклама, интернет-ресурсы);
- определение кода ТН ВЭД экспортируемой продукции;
- расчет и формирование экспортной цены.
Чем руководствоваться?
- www.iso.org - международная организация по стандартизации;
- www.issa.ru – товарная номенклатура ВЭД;
- B2B порталы – портал информационного и экономического взаимодействия юридических лиц;
- www.brokert.ru – таможенные процедуры и др.;
- торговые союзы и ассоциации;
- Торгово-промышленная палата РФ;
-Торговые представительства РФ за рубежом;
- www.ved.gov.ru - портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ;
- различные институты поддержки:
- www.exportcenter.ru; exportedu.ru — РЭЦ
- www.corpmsp.ru - Корпорация МСП
- www.exiar.ru — ЭКСАР
Этап 7. Поиск покупателя и проверка его надежности
- экспорт самостоятельно или через посредника (брокер, дистрибьютор, агент, франчайзинг);
- особенности ведения бизнеса в импортируемой стране.
Как найти покупателя?
- сайт экспортера, продвижение в поисковых системах;
- прямая и контекстная реклама;
- прямые переговоры (в т.ч. телефонные);
- выставки, ярмарки;
- деловые поездки;
- бизнес-миссии.
Кто поможет в поиске?
- Минэкономразвития РФ;
- Торгово-промышленная палата РФ и области;
- Торговые представительства РФ за рубежом;
- Консультационные центры (euroinfocenter.ru);
- Региональный центр поддержки экспорта.
Где проверить надежность зарубежного партнера?
- Российские онлайн сервисы (www.kontragenta.net);
- Торговый реестр страны-импортера;
- Посольство и Торгпредство РФ в стране-импортере;
- Международные кредитно-рейтинговые агентства.
Чем руководствоваться?
- www.ved.gov.ru - портал внешнеэкономической информации по странам Минэкономразвития РФ;
- www.rusimpex.ru — Российский центр внешней торговли;
- www.ruexport.org — Российский экспортный каталог;
- www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
- www.tyumen-region.ru — Деловой портал Тюменской области
Этап 8. Совершение экспортной сделки
- разработка и оформление внешнеторгового контракта;
- подготовка отгрузочных документов;
- таможенное оформление экспорта;
- формы международных расчетов
- возмещение НДС при экспорте.
Чем руководствоваться?
- валютное законодательство;
- налоговое и таможенное законодательство;
- логистика;
- кадры/аутсорсинг;
- инструменты информационной и финансовой господдержки.
В какие страны легче экспортировать
Страны-участницы Всемирной торговой организации (ВТО) обязаны предоставлять другим членам «режим наибольшего благоприятствования», поэтому для российских экспортеров их рынки проще стран, не состоящих в ВТО.
В рамках Евразийского экономического союза Россия может торговать с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией без таможенных пошлин.
А в рамках Зоны свободной торговли СНГ существуют определенные преференции для Молдавии и Таджикистана (к сожалению, для Украины они больше не действуют).
Консультации по вопросам экспорта:
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
г.Тюмень, ул. Республики, 24, тел. +7 (3452) 55-66-96, +7 (3452) 42-66-36, 42-66-57, dep_invest@72to.ru, www.tyumen-region.ru
Торгово-промышленная палата Тюменской области
г.Тюмень, ул. Хохрякова, 9, тел. +7 (3452) 39-96-33
Центр ВЭД - +7(3452) 68-93-59
tpp-to@tpp-to.ru, www.tpp-to.ru
Центр поддержки экспорта Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области»
г.Тюмень, ул. Хохрякова, 53, тел. +7 (3452) 50-77-23, +79324796149
export@iato.ru, www.iato.ru
Тюменская таможня Уральского таможенного управления
г.Тюмень, ул. Холодильная, 58а, тел. +7 (3452) 59-72-40, 59-72-39, 59-73-39, тел. доверия: +7(3452) 59-73-44
tmn-odo@utu.customs.ru, http://utu.customs.ru/
Мечтая о новых рынках, не стоит сомневаться в возможностях своего бизнеса. Хорошо продуманная стратегия и профессиональная поддержка в ведении экспортной деятельности помогут предприятию выйти на внешние рынки.